Советы психолога

Рекомендации для родителей по развитию положительного отношения к школе

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  • Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  • Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
  • Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма.
  • Воспитывайте детей игровыми средствами.
  • Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
  • Обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте ему взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу.
  • Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных, жизненных ситуациях.

Памятка для родителей. Гиперактивный ребёнок

Рекомендации родителям первоклашек

Каждый родитель заинтересован в том, чтобы у него с его любимыми детками складывались хорошие, доверительные взаимоотношения; чтобы в школе он был успевающим и успешным учеником, чтобы у него было много хороших, верных друзей, чтобы сам был хорошим человеком, чтобы к нему все хорошо относились… Можно еще очень очень долго перечислять то, что мы хотим для ребенка. Поэтому хотелось бы дать несколько советов, правил в отношении воспитания детей:

Смотрите на своего ребенка как на самостоятельную личность.


Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.


Никогда (даже в сердцах) не говорите ребенку, что он хуже других.


По возможности честно и терпеливо отвечайте на любые вопросы ребенка.


Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.


Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.


Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.


Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.


Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это не выгодно .


Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.


Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.


Признавайте права ребенка на ошибки.


Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.


Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.


Все время доказывайте своим поведением, что умеете держать слово.


Держите себя так, чтобы ребенок не боялся идти к вам с любым вопросом, даже тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.


Раньше, чем пристыдить или наказать ребенка, постарайтесь понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.


Не обращайтесь с ним все время как с маленьким ребенком.


Не балуйте его и не делайте за него то, что он мог бы сделать сам.


Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.


Учите ребенка свободно и непринужденно обращаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

Вот некоторые пожелания, касающиеся учебного процесса ребенка и школы:

Необходимо нормализовать режим дня ребенка, так как дети быстро устают и не могут произвольно регулировать свою работоспособность.
Периодический отдых позволит сохранить работоспособность почти до конца дня.

Будьте внимательным к нуждам и потребностям ребѐнка: желательно находиться рядом при выполнении домашних заданий, чтобы возвращать его к занятиям (сам он этого может и не делать).
Будьте последовательными в поощрении и наказании, так как отрицательные эмоции могут заставить ребѐнка избегать общения со взрослыми, вплоть до

ухода из дома.
Постоянно сотрудничайте с классным руководителем. Дети склонны действовать импульсивно, под влиянием минуты, поэтому им труднее доводить до конца начатое дело, необходима в этом помощь взрослых, иначе подобная разбросанность может закрепиться в характере. Необходимо демонстрировать в семейных отношениях модель неагрессивного поведения, т к эмоции оказывают исключительно сильное влияние на деятельность ребѐнка. Эмоции средней интенсивности, как правило, еѐ активизируют, но сильные эмоциональные нагрузки (бурное

выяснение отношений, эмоциональные выговоры и т. д.) могут привести к нервному перенапряжению и срыву.


Не следует чрезмерно опекать ребенка. Позвольте ребенку почувствовать себя взрослым, свободным от вашей постоянной опеки, дайте осознать, что доверяете ему и, что немаловажно, его учительнице.


Искренне интересуйтесь его успехами и неудачами, его настроением.


Замечайте успехи ребенка, поощряйте, если есть промахи – вежливо без оскорблений скажите ему, попытайтесь устранить вместе с ребенком.


Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, глубокому ночному отдыху ребенка.


Идите навстречу стремлению педагога познакомиться с родителями своих учеников.


Знание условий, в которых находится ученик вне школы, помогают учителю лучше понять мотивы его поступков и построить правильную модель взаимоотношений.


Не критикуйте учителя в присутствии ребенка.


Не следует бурно реагировать на факты ссоры ребенка с другими

[свернуть]
Рекомендации родителям по развитию одаренного ребенка

Советы Дэвида Льюиса:

Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.


Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.


Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.


Сделайте стенд, где ребенок может показывать свои работы.


Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его

творческим процессом.


Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким,

какой он есть, а не за успехи и достижения.


Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.


Помоете ему строить свои собственные планы и принимать решения.


Помогайте ему улучшать результаты его работы.


Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.


Помогайте ребенку общаться с детьми из разных культурных слоев.


Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.


Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чемто хуже вас.


Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.


Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.


Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.


Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.


С вниманием относитесь к его потребностям.


Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.


Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.


Не дразните ребенка за ошибки.


Хвалите за любые успехи.


Учите его общаться со взрослыми любого возраста.


Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.


Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом это стимулирует его воображение.


Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.


Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.


Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.


Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.

Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.

Помогайте ребенку стать личностью.


Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.


Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.


Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.


Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.


Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».


Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.


Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.

[свернуть]
Негативные стороны качеств личности одаренных детей

У одаренных детей имеются свои плюсы, так и минусы.

Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:


1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.


2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.


3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.


4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.


5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.


6. Стремление всегда быть правым и споре изза отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.


7. Стремление командовать сверстниками иначе ему становится скучно с ними.


Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя. Не секрет, что, находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только па себя. В результате этого происходит изоляция одаренного ученика

от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одаренные дети в школе чувствуют себя изгоями, Классноурочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.


Одаренный ребенок и учебная деятельность


В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:


1. Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.


2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.


3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.


4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются вес делать хорошо (перфекционизм). Отсюда постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.


7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».


8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.


9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.


10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.


11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.


12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения моральнонравственных норм и отношен

[свернуть]
Признаки одаренности

Современное понимание одаренности, пройдя через научные споры многих психологических школ, утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин). Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и

развитость речи, способность к концентрации внимании на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.


В более старшем возрасте признаками одаренности считаются потребность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планированию четким образом предстоящей деятельности, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных

заданий, независимость в суждениях и в повелении – нонконформизм.


Одаренными можно считать детей если они:


• часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития;

• у них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении;

• рано начинают классифицировать и категорировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация ее на новых основаниях;


• у них большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия;


• способны заниматься несколькими делами сразу, например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями;


• они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят какихлибо ограничений своих исследований;


• в раннем возрасте способны прослеживать причинноследственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий;


• легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ;


• способны длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, они буквально погружаются в свое занятие, если оно им интересно.


Проблема определения уровня способностей ребенка встает перед родителями особенно остро в момент выбора учебного заведения. Психологи утверждают, что важно определить не столько “глубину” таланта, сколько его тип. От того, насколько верно родители и специалисты сумеют выявить тип одаренности ребенка, во многом зависит его успех в жизни. Считается, что лишь один процент детей гении. Одаренных гораздо больше – 15-20 процентов. И, отдавая ребенка в школу, грамотные родители, как утверждают педагоги и психологи, должны думать не о престижности

учебного заведения, а о том, сможет ли данная школа развить способности их чада.


Психологи характеризуют одаренность как понятие условное и временное. Условное, потому что многое, если не все, зависит от того, как будет развивать свои способности одаренный ребенок, кто станет им заниматься, готова ли семья поддерживать его интересы. Так, ребенок, воспитывающийся в семье музыканта, с большей долей вероятности станет

музыкантом, чем тот, чьи родители не имеют отношения к музыке. Временным это понятие считается потому, что одаренность может проявляться в разные моменты жизни человека как в раннем детстве, так и в зрелом возрасте. Маленький Альберт Эйнштейн, если бы его тестировали современные психологи, оказался бы в рядах отстающих, потому что он поздно начал говорить, в гимназии успехами не блистал и даже был из нее изгнан за неуспеваемость. А вот у физикатеоретика Льва Ландау, основателя кибернетики Норберта Винера, писателя Александра Грибоедова

исключительные способности наблюдались с раннего возраста. Одаренными
являются дети, которые в силу выдающихся способностей, по оценкам опытных специалистов, имеют потенциальные способности для овладения

определенной деятельностью в одной или нескольких областях на высоком уровне достижении. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений

и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной; академических достижений; творческого или продуктивного мышления; общения и лидерства; ·художественной деятельности; психомоторно
й.

[свернуть]
Эмоциональная поддержка ребенка в семье

Эмоциональная поддержка — один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование.

             Эмоциональная поддержка — это процесс:

            • в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

            • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

            • который помогает ребенку избежать ошибок или исправлять их;

            • который поддерживает ребенка при неудачах, оказывает ему внимание.

         Поддерживать ребенка — значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда ему хорошо.

            Для того чтобы поддержать ребенка, взрослые должны сами испытывать уверенность. Они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

            Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что оказывая ее, он сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: “Ты мог бы и не пачкаться”, “Какой ты неуклюжий”, “Посмотри, как твой брат (друг) хорошо сделал это”, “Ты должен был смотреть, когда я тебе это показывал”. Как правило, негативные замечания не имеют действия. Постоянные упреки приводят ребенка к выводу: “Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу заслужить одобрение. Я сдаюсь”.

             Поддерживать можно посредством:

            • Отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай).

            • Высказываний (“Я горжусь тобой!”, “Мне нравится, как ты работаешь”, “Это действительно про­гресс!”, “Я рад твоей помощи”, “Все идет прекрасно”, “Я рад, что ты в этом участвовал”, “Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал”).

            • Прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его).

            • Совместных действий физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);

            • Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

            Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки ребенка:

            • гиперопека:

            • создание зависимости ребенка от взрослого;

            • навязывание нереальных стандартов;

            • стимулирование соперничества с братом, сверстниками.

            Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают гармоничному развитию его личности. Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку: “Хоть я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность”. Необходимо показать ребенку, что неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов, выражения лица, глаз и т.д.

            Для создания психологической поддержки, эффективно продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений и успехов. У ребенка необходимо создать установку: “Ты можешь это сделать”. Родитель должен показать ребенку, что тот является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Очень важно создать ребенку ситуацию успеха, так как успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемытам, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

            Слова поддержки:

– Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.

– У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

– Это серьезный вызов, и я уверен, что ты готов к нему.

– Это нелегко сделать, но ты сильный, ты справишься.

– В жизни бывают удачи и неудачи. Но вместе преодолеем трудности.

            Слова, вызывающие разочарование:

– Зная тебя и твои способности, я думаю, ты бы мог сделать это гораздо лучше.

– Ты мог бы больше постараться, когда выполнял работу.

– Эту идею ты никогда не сможешь реализовать.

– Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам сделаю.

– Ты еще маленький, чтобы делать такую работу.

            Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке сделать что-то самостоятельно или небольшом прогрессе. Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки достичь успеха. Он получает удовольствие от себя.

[свернуть]

Рекомендации для выпускников, родителей при подготовке к экзаменам


Рекомендации для учащихся «ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ»

Рекомендации для учащихся

«ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ»

Одно из самых важных испытаний для любого человека – это выпускные экзамены в школе и практически сразу же вступительные в ВУЗ (ССУЗ). Сложным является этот период жизни для молодых людей еще и потому, что они совершают слишком ответственный шаг – определяют свое дальнейшее будущее, свою судьбу.

 Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение, как поддерживать хорошую физическую и психологическую форму?

 Уместно вспомнить, что тревожность – естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Часто тревожность является полезной. Если человек начал волноваться, – это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают на экзамене. Простейший пример: накануне экзамена сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становится четким и понятным. Однако здесь важен один нюанс: в пустой голове ничего не всплывет и не родится. К любому экзамену – необходимо готовиться – и чем серьезнее будет подготовка, тем меньше будет тревожность.


Режим дня

В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности.

Увеличить сон на 1 час. Если вы не выспались, то на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени.

Желательно заставить себя просыпаться пораньше.

Лучше всего сопротивляющийся мозг воспринимает информацию с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17-18.00 часов.

В середине дня 30-40 минут проводить на свежем воздухе для обогащения кислородом клеток мозга.

Делать перерывы каждые 60-90 минут. Перерывы не должны быть длительными (10-15 мин) и желательно наполнить их физической нагрузкой.


Питание

Далеко не последнюю роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение – совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью … еды. Представьте себе, что 20% калорий, потребляемых нами в день, «съедает» мозг. Соответственно, рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи – концентрацию.

·                     Лучшему запоминанию способствует морковь.

·                     От перенапряжения и психической усталости лучшее средство – лук.

·                     Орехи – для выносливости.

·                     Клубника и бананы помогут снять стресс.

·                     Для питания клеток мозга просто незаменима морская рыба.

·                     Улучшает кровоснабжение мозга черника.

·                     Ничто не освежит ваши знания так, как лимон.

·                     А непосредственно перед экзаменом не забудьте съесть шоколадку.


Запоминание и усвоение материала

Первый просмотр материала.

·                     Повторение наиболее существенных фактов.

·                     Выявление основных идей и их взаимосвязей.

·                     Составление плана.

1.  Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. На каждый вопрос составляйте краткий конспект или план. Дело в том, что краткую запись ваша память «сфотографирует», на экзамене вы ее обязательно вспомните, а по плану и остальное легко вспомнится.

2.  Ответы на наиболее трудные вопросы развернуто пересказывайте, можно кому-нибудь, можно записать  и прослушать.

4. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов.

5.  Перед экзаменом обязательно мысленно проиграйте ситуацию экзамена, представьте все во всех деталях и сконцентрируйтесь на лучшей форме поведения, а на собственные страхи постарайтесь не обращать внимание.

6.  Для лучшего запоминания выявите свой ведущий тип памяти:

·                     при хорошей зрительной памяти используйте рисунки и схемы;

·                     при слуховой – читайте вслух, слушайте текст и т.д.


НАКАНУНЕ  ЭКЗАМЕНА

–  Оставьте 1-й день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь.
–  Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите № на листочках и тяните, как на экзаменах.
–  Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа.
–  При рассказе пользуйтесь записанным планом – на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу.
–   Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должен выражать уверенность в себе и в своих знаниях.
–  Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

 –   По дороге на экзамен не вредно просто полистать учебник.


ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

Позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся.

Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос, подними руку.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.

Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).

[свернуть]
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ПРИЕМЫ СОВЛАДАНИЯ С ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ

1.    Правильно дышать

Прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления волнения. Как правило, это учащенное дыхание, легкий озноб и так называемая «медвежья болезнь», заставляющая несчастного учащегося метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко. Выдох должен в два раза длиннее вдоха. тобы дыхание было ровным, нужно считать «про себя»: на три счета — вдох, на пять-шесть— выдох.

Нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я — расслабляюсь — и — успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом  дыхания. При этом слова «Я» и «И» следует произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» – на выдохе.

2. Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «очередной экзамен».

3. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа, — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой, записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили.

Если вам задают дополнительный вопрос. Не тушуйтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного.

[свернуть]
ПРИЕМЫ, МОБИЛИЗУЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ

Перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

1.Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого (логического) и правого (образного) полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

2.Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.

[свернуть]
РОДИТЕЛЯМ ВЫПУСКНИКОВ

В экзаменационную пору родители должны иметь основную задачу – создание благотворной обстановки для ребенка.

А) Поддерживать, поощрять, помогать.

Б) Самое главное НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ! ребенка, лишний раз не напоминайте ему об ответственности и сложности предстоящего мероприятия.

В) Соблюдайте спокойствие т.к. волнение передается и ребенку.

Г) Невзирая на результат экзамена, щедро, часто и от всей души говорите ребенку о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится!

Советы родителям по подготовке учащихся к экзаменам

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.

        – Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

        – Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».

        – Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

        –   Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

        –  Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

        –  Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

        – Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.

        – Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

        – Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

        –   Не критикуйте ребенка во время экзамена.

        – Помните: главное – снизить напряженность и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

Это важно!

 -Не давите на ребёнка, но держите ситуацию под контролем.

 -Справляйтесь со своим нервно-тревожным состоянием.

 -Жизненный настрой ребёнка, его уверенность в себе, его умение справляться с трудностями – во власти родителей.

[свернуть]
Рекомендации о питании во время экзаменов

Рекомендации о питании во время экзаменов

Деятельность мозга и питание.

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Недостаток воды резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антисрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

Что происходит в мозге, особенно в момент наивысшего напряжения, каковым является экзамен?

Там непрерывно работают свыше 100 миллиардов нервных клеток, причем каждая связана с еще 10000 других. И каждую секунду они одновременно обмениваются информацией и подают миллионы сигналов. Для того чтобы этот сложнейший механизм функционировал без сбоев, клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Мозг ежедневно забирает 20 процентов всей энергии, получаемой с пищей. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга.

Всегда, а во время экзамена особенно, нужно хорошо питаться. С помощью пищи, причём, самой обычной, можно стимулировать деятельность мозга. Главное – знать, что есть и в каком наборе.

«Умные» продукты:

Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу. Наш совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.

Ананас —кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 г всего 56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.

Авокадо — источник энергии для кратковременной памяти за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода.

Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошел «мандраж», съешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.

Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Перед занятиями, например, иностранным языком неплохо принять стаканчик лимонного сока (если нет противопоказаний).

Черника — способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.

Подведём итоги сказанному:

Давайте помнить, что экзамен – это испытание детей, а не родителей, но

родители могут снизить напряжение и тревожность ребенка перед экзаменами и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

И всё же главная задача родителей – научить ребёнка преодолевать трудности и добиваться поставленных целей, ибо, как говорил И.В.Гёте: «Быть человеком значит быть борцом!» Только преодолевая препятствия, ребёнок «растёт», самосовершенствуется и достигает цели.

 А оптимальный настрой перед экзаменом должен быть таким: «Мой ребёнок сдаст на «10» – это будет великолепно, не сдаст – это плохо, но не конец.

[свернуть]
Kids.pomogut.by

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

POMOGUT.BY

Обратная связь с педагогом-психологом: