Рекомендации для выпускников, родителей и педагогов при подготовке к экзаменам
Рекомендации для учащихся
«ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ»
Одно из самых важных испытаний для любого человека – это выпускные экзамены в школе и практически сразу же вступительные в ВУЗ (ССУЗ). Сложным является этот период жизни для молодых людей еще и потому, что они совершают слишком ответственный шаг – определяют свое дальнейшее будущее, свою судьбу.
Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение, как поддерживать хорошую физическую и психологическую форму?
Уместно вспомнить, что тревожность – естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Часто тревожность является полезной. Если человек начал волноваться, – это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают на экзамене. Простейший пример: накануне экзамена сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становится четким и понятным. Однако здесь важен один нюанс: в пустой голове ничего не всплывет и не родится. К любому экзамену – необходимо готовиться – и чем серьезнее будет подготовка, тем меньше будет тревожность.
Режим дня
В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности.
Увеличить сон на 1 час. Если вы не выспались, то на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени.
Желательно заставить себя просыпаться пораньше.
Лучше всего сопротивляющийся мозг воспринимает информацию с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17-18.00 часов.
В середине дня 30-40 минут проводить на свежем воздухе для обогащения кислородом клеток мозга.
Делать перерывы каждые 60-90 минут. Перерывы не должны быть длительными (10-15 мин) и желательно наполнить их физической нагрузкой.
Питание
Далеко не последнюю роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение – совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью … еды. Представьте себе, что 20% калорий, потребляемых нами в день, «съедает» мозг. Соответственно, рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи – концентрацию.
· Лучшему запоминанию способствует морковь.
· От перенапряжения и психической усталости лучшее средство – лук.
· Орехи – для выносливости.
· Клубника и бананы помогут снять стресс.
· Для питания клеток мозга просто незаменима морская рыба.
· Улучшает кровоснабжение мозга черника.
· Ничто не освежит ваши знания так, как лимон.
· А непосредственно перед экзаменом не забудьте съесть шоколадку.
Запоминание и усвоение материала
Первый просмотр материала.
· Повторение наиболее существенных фактов.
· Выявление основных идей и их взаимосвязей.
· Составление плана.
1. Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. На каждый вопрос составляйте краткий конспект или план. Дело в том, что краткую запись ваша память «сфотографирует», на экзамене вы ее обязательно вспомните, а по плану и остальное легко вспомнится.
2. Ответы на наиболее трудные вопросы развернуто пересказывайте, можно кому-нибудь, можно записать и прослушать.
4. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов.
5. Перед экзаменом обязательно мысленно проиграйте ситуацию экзамена, представьте все во всех деталях и сконцентрируйтесь на лучшей форме поведения, а на собственные страхи постарайтесь не обращать внимание.
6. Для лучшего запоминания выявите свой ведущий тип памяти:
· при хорошей зрительной памяти используйте рисунки и схемы;
· при слуховой – читайте вслух, слушайте текст и т.д.
НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА
– Оставьте 1-й день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь.
– Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите № на листочках и тяните, как на экзаменах.
– Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа.
– При рассказе пользуйтесь записанным планом – на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу.
– Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должен выражать уверенность в себе и в своих знаниях.
– Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
– По дороге на экзамен не вредно просто полистать учебник.
ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА
Позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся.
Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос, подними руку.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.
Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
1. Правильно дышать
Прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления волнения. Как правило, это учащенное дыхание, легкий озноб и так называемая «медвежья болезнь», заставляющая несчастного учащегося метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко. Выдох должен в два раза длиннее вдоха. тобы дыхание было ровным, нужно считать «про себя»: на три счета — вдох, на пять-шесть— выдох.
Нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я — расслабляюсь — и — успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом дыхания. При этом слова «Я» и «И» следует произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» – на выдохе.
2. Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «очередной экзамен».
3. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа, — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой, записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили.
Если вам задают дополнительный вопрос. Не тушуйтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного.
Перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
1.Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого (логического) и правого (образного) полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
2.Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.
В экзаменационную пору родители должны иметь основную задачу – создание благотворной обстановки для ребенка.
А) Поддерживать, поощрять, помогать.
Б) Самое главное НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ! ребенка, лишний раз не напоминайте ему об ответственности и сложности предстоящего мероприятия.
В) Соблюдайте спокойствие т.к. волнение передается и ребенку.
Г) Невзирая на результат экзамена, щедро, часто и от всей души говорите ребенку о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится!
• Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить экзамен, чтобы каждыйиз них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
• Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
• Поддерживайте выпускника при неудачах.
• Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
Рекомендации о питании во время экзаменов
Деятельность мозга и питание.
Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Недостаток воды резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антисрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
Что происходит в мозге, особенно в момент наивысшего напряжения, каковым является экзамен?
Там непрерывно работают свыше 100 миллиардов нервных клеток, причем каждая связана с еще 10000 других. И каждую секунду они одновременно обмениваются информацией и подают миллионы сигналов. Для того чтобы этот сложнейший механизм функционировал без сбоев, клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Мозг ежедневно забирает 20 процентов всей энергии, получаемой с пищей. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга.
Всегда, а во время экзамена особенно, нужно хорошо питаться. С помощью пищи, причём, самой обычной, можно стимулировать деятельность мозга. Главное – знать, что есть и в каком наборе.
«Умные» продукты:
Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу. Наш совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.
Ананас —кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 г всего 56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.
Авокадо — источник энергии для кратковременной памяти за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода.
Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошел «мандраж», съешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.
Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Перед занятиями, например, иностранным языком неплохо принять стаканчик лимонного сока (если нет противопоказаний).
Черника — способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.
Подведём итоги сказанному:
Давайте помнить, что экзамен – это испытание детей, а не родителей, но
родители могут снизить напряжение и тревожность ребенка перед экзаменами и обеспечить ему подходящие условия для занятий.
И всё же главная задача родителей – научить ребёнка преодолевать трудности и добиваться поставленных целей, ибо, как говорил И.В.Гёте: «Быть человеком значит быть борцом!» Только преодолевая препятствия, ребёнок «растёт», самосовершенствуется и достигает цели.
А оптимальный настрой перед экзаменом должен быть таким: «Мой ребёнок сдаст на «10» – это будет великолепно, не сдаст – это плохо, но не конец.
Успешной сдачи экзаменов!
Рекомендации учащимся
«Искушения и соблазны. Как им противостоять?»
Умеете ли вы противостоять искушениям? Время от времени искушениям, большим и маленьким, подвергается каждый из нас, но складывается впечатление, что некоторые больше способны себя контролировать , нежели другие. Искушение – это желание чего-то неправильного или неполезного. Очень часто искушение побуждает вас удовлетворить свое желание здесь и сейчас, не задумываясь о последствиях. К сожалению, искушения могут превращаться в навязчивые состояния. А поддавшись искушению, человек может испытывать чувство вины, неудовлетворенности или подавленности. Научиться правильно реагировать на искушения и развивать самоконтроль.
Реакция на искушение
- Научитесь распознавать потенциальные искушения. Реакция на искушение – это вопрос самоконтроля и конфликта между немедленным получением удовольствия и достижением долгосрочных целей. К примеру, если вы соблюдаете диету, искушением может стать аппетитный кусочек торта, поглядывающий на вас с прилавка в магазине. Однако поддаться этому искушению значит помешать выполнению вашей долгосрочной цели наладить здоровое питание за счет отказа от чрезмерного количества сладкой пищи.
- Удаляйтесь от искушения. С искушением справляться проще всего, удалившись от того, что вас искушает.
- Будьте честны. Если вы отказываетесь от чего-то или от кого-то, потому что это является для вас искушением, вы не испытываете чувства вины или необходимости лгать. Скажите честно, почему вы отказываетесь от того или иного. Это укрепит вашу решимость на будущее, а может даже поспособствует исчезновению искушения.
- Представляйте себе то, как вы справляетесь со своим искушением. Данный метод заключается в том, чтобы представить себе как вы признаете искушение и даже прикасаетесь к нему, но потом отказываетесь и уходите. Представьте себе этот опыт максимально детализировано. К примеру, если вы пытаетесь отказаться от сладкого , представьте, как держите в руке плитку шоколада. Представьте себе запах и ощущение, а потом мысленно уберите его от себя.
- Подумайте о долгосрочных последствиях. Когда чего-то очень хочешь, легко думать о том, как вам станет хорошо, если получите это здесь и сейчас. Но прежде чем поддаться на искушение, уделите минуту размышлениям о долгосрочных последствиях. Однако мы постоянно сталкиваемся с явлением, которое исследователи называют «крохотными искушениями»: разные мелочи, которые сами по себе кажутся безобидными, но в общей картине могут привести к значительным последствиям. Людям зачастую гораздо сложнее противостоять подобным искушениям потому, что они кажутся такими безобидными.
- Старайтесь отвлекаться от искушения. Иногда сопротивляться искушению мешает зацикленность на нем. Согласно проведенным исследованиям, бороться с искушениями помогает сосредоточенность на чем-то другом.
- Не давайте себе выбора. Если вы подвергаетесь какому-то искушению, не позволяйте себе думать, что у вас есть выбор преодолеть или уступить. Отказавшись от выбора, вы будете вынуждены отказаться и от самого искушения.
Развивайте самоконтроль
- Составляйте конкретные планы. Декларируя собственные планы, конкретно и точно определяя свои шаги, вы сможете сосредоточиться на своих долгосрочных целях и не распылиться на удовлетворение сиюминутных желаний.
- Обратитесь за помощью. Если вам сложно говорить чему-либо «нет», попросите своего друга присматривать за вами. Подотчетность другому человеку не оставит вам выбора.
- Пользуйтесь технологиями. Создайте подотчетность на базе приложений или компьютерных программ, позволяющих отслеживать ваши привычки.
- Бросьте вызов кому-то еще. Если вы пытаетесь устоять перед искушением и знаете, что кто-то борется с той же проблемой, предложите устроить соревнование.
- Развивайте в себе благодарность. Благодарность способствует тому, чтобы помнить за то, что вы благодарны в своей жизни. Сосредоточившись на этом, вы вряд ли захотите что-то не то.
- Нарабатывайте практикой навыки. Необходимо развивать самоконтроль.
Избегайте истощения сил
- Внимательно следите за уровнем своей внутренней энергии. Подобно физическим силам, уровень самоконтроля может привести к истощению.
- Хорошо питайтесь. Привычки в еде могут быть огромным источником искушения, а здоровое питание способно стать вашим помощником в поддержании уровня самоконтроля.
- Избегайте стрессовых ситуаций. Стресс очень быстро истощает ресурсы самоконтроля. Существует несколько способов, с помощью которых можно снизить уровень стресса:
– Попробуйте ежедневно использовать техники йоги
– Многим людям помогает расслабиться медитация
– Также полезны упражнения на глубокое дыхание
– Уделяйте достаточное времени отдыху. Спите не меньше 7-9часов
– Придерживайтесь режима сна и поддерживайте его даже на выходных.
Советы
Некоторые люди более склонны поддаваться искушениям, другие проявляют завидную стойкость, но в силах каждого научиться благодаря упорной практике проявлять силу воли и преодолевать свои искушения.
Семь проверенных способов не поддаться искушению
Джон Норкросс, Джонатан Норкросс и Кристин Лоберг — авторы книги «Прокачай себя» — точно знают как устоять перед искушающей песней сирен. Они предлагают начать со следующих научно обоснованных способов:
Сделайте короткую передышку
Сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов. Снизьте вашу физическую тягу и успокойте ваши вышедшие из-под контроля мысли. Релаксация поможет вам пройти через большое число потенциальных срывов.
Прекратите
Когда вы начинаете верить, что ваше желание — это то, что вам необходимо, жестко скажите себе, что вы не пятилетний ребенок без воли и самодисциплины. Когда мои пациенты пытаются убедить меня, что они беспомощны, я просто их спрашиваю: «А вы сможете сопротивляться за тысячу долларов?» 99% отвечает: «Конечно». Это доказывает, что они обладают необходимыми навыками для сопротивления. Поэтому настройте свой ум.
Скажите: «Да, я могу»
Напомните себе, в недвусмысленных выражениях, что вы уже не раз успешно сопротивлялись. Подтвердите свой уровень постоянства.
Пройдитесь
Исследования показывают, что быстрая ходьба снижает тягу. У некоторых работает более медленная медитативная ходьба. В прямом смысле уйдите от ваших побуждений.
Используйте здоровую противоположность
В периоды искушений и тяги используйте здоровые альтернативы. Чем покупать новую вещь, загляните в свой шкаф и подумайте, какие вещи вы могли бы раздать. Чем прозябать на диване, встаньте и начните активно действовать. Чем злобно молчать после ссоры с партнером, начните спокойный, конструктивный разговор о проблеме.
Придумайте глупость, чтобы отвлечься
Найдите отвлекающее действие, которое полностью займет ваши руки и мысли. Для меня это компьютер и ответы на электронную почту, для других хорошим отвлечением может быть пазл, видеоигра или разминка.
Поощряйте себя
Если вы столкнулись с тягой, подкрепите себя, чтобы не сбиться с пути. Укрепляйте свою решимость, вознаграждая постоянство.
Уметь не поддаваться искушению – это очень полезная способность. Если овладеть ей, она совершенно точно поможет вам избежать многих неприятностей в будущем.
Почему возникает соблазн?
Соблазн – это желание сделать что-то такое, что принесёт удовольствие сейчас, но причинит вред впоследствии. Человек сам для себя, или кто-то за него, объявляет такое действие запретным. На первый взгляд оно кажется приятным, но потом может обернуться серьёзными проблемами.
Возникает внутренняя борьба – тело говорит “делай”, а ум говорит “не смей!”. Эта борьба очень утомляет. Её энергозатратность ещё может быть увеличена неочевидностью вреда последствий, из-за которых нужно сдерживаться.
Человек становится подобен мыши, которая видит сыр в мышеловке. Даже если мышь знает что этот сыр есть нельзя, потому что мышеловка может захлопнуться и запереть её, она думает “а вдруг на этот раз не сработает?”. И мышь лезет в мышеловку – желание съесть сыр перевешивает страх перед гипотетической опасностью.
Нужно помнить о последствиях
Лучше не рисковать и помнить, что может произойти если поддаться искушению. Важно сдерживаться, даже если нет уверенности в том, что последствия срыва действительно будут тяжёлыми – потом уже может быть поздно сожалеть о содеяном.
Но желание немедленно получить удовлетворение вызывает непреодолимую, как нам кажется, тягу всё-таки поддаться искушению. Мы говорим себе “я не должен этого делать”. Но это только усиливает наше напряжение и желание поддаться, чтобы поскорее избавиться от этого напряжения.
В такие моменты, человек словно оказывается замкнут в неком пузыре и просто не видит сквозь его мыльные стенки, что жизнь состоит не только из двух опций – поддаться соблазну либо же отказаться от него.
Нужно пробиться на свободу сквозь стенки этого пузыря, заняться чем-то другим, и вообще забыть о том, что такой соблазн существует. А не направлять на него всё своё внимание, сидя в пузыре.
Проявите силу воли
Если вы так и будете находиться в этом пузыре, то конечно, срыв неизбежен.
На борьбу с искушением тратятся нервные силы, которые не беспредельны. Из-за того что внимание не перенаправляется на что-то другое, а остаётся сфокусированным на соблазне, кажется что это единственный выход – поддаться ему.
На самом деле выходов великое множество – любое другое действие, которым можно отвлечь внимание и заставить забыть о соблазне. Это может быть проматывание ленты новостей, чтение комментариев, просмотр видео или мобильные игры.
Я могу предложить пару бесплатных браузерных игр, которые я сделала самолично, а также несколько игровых видео. И если они не вовлекут ваше внимание настолько, что вы забудете о том что вас искушает, то по крайней мере они вас усыпят, так что вам уже точно будет не до соблазнов 🙂
Найдите мотивацию
Есть дела, на которые можно отвлечься и не думать о соблазне, но проблема в том, что нет мотивации на то чтобы вырваться из тягучего пузыря. Потому что очень уж хочется получить это “запретное удовольствие” – мало ли что там потом будет, главное что сейчас станет легче.
Для мотивации можно представить, что рядом с вами стоит близкий человек, напротив которого вы бы не решились сорваться. Потом общаясь с ним, вы будете чувствовать гордость, что вы не подвели его и сдержались.
Выработать негативный условный рефлекс на появление соблазна
Это довольно жёсткий, но очень эффективный метод. Суть заключается в том чтобы усилить боязнь и нежелание тех самых негативных последствий, о которых мы как-то начинаем забывать, когда чувствуем сильное #искушение .
Поищите в интернете рассказы людей, пострадавших от того что не сдерживались. Важно, чтобы они вызвали у вас сильное чувство “я не хочу закончить также, как они”. Если вам их рассказы в общем-то безразличны, эффекта не будет.
В этом случае можно применить метод вызова лёгких болевых ощущений, чтобы соблазн ассоциировался с болью, а не с удовольствием.
Я имею ввиду простые щелбаны, покусывание языка или подёргивание резинки на запястье. Нужно понимать, что длительное ношение резинки на руке и самобичевание вообще не полезно для здоровья – я никого не призываю себя калечить.
Это просто как способ не поддаться искушению. Если у вас серьёзные проблемы с этим, обратитесь к врачу за профессиональной помощью.
• Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы.
• Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать.
• Если учитель избирает тебя объектом для насмешек, останься после уроков, поговори с ним. Скажи, что тебе не нравится быть такого рода объектом, если не поможет, поговори с родителями.
• Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени.
• Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе “двойку”, даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя.
• Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе, но и не умоляй. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь предварительно думать, прежде чем поступать подобным образом.
• Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей.
• Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задания.
Как поладить и избежать конфликтов с учителем
Учителя – это люди, каждый день дающие тебе новые знания. Если ты учишься в первом, втором или третьем классе, у тебя только одна учительница, потом, в более старших классах их будет несколько – каждый из предметов будут вести разные преподаватели.
За школьную жизнь ты встретишь немало учителей, и все они будут очень разными. Одних ты будешь уважать и любить за их знания, справедливость и доброжелательность, другие будут казаться тебе занудами и злюками.
Именно от учителей во многом зависит, будешь ли ты идти на уроки с радостью или же через силу, словно на каторгу. Поэтому отношения с преподавателями лучше не портить. Тебе не нужно становиться “зубрилкой” и занудой, чтобы понравиться учителю. Обычно таких ребят преподаватели не очень жалуют, потому что “зубрилки” дальше учебника ничего не видят, и с ними просто скучно.
Какое впечатление ты производишь на свою учительницу? Если хорошее, то она будет относиться к тебе соответственно. Чтобы наилучшим образом зарекомендовать себя в глазах учителя, придерживайся следующих правил:
1. Не отвлекайся на уроке.
Недопустимо болтать с соседом по парте или читать журнал в то время, когда учительница объясняет новую тему. Она может расценить такое поведение как неуважение. Если ты потом будешь жаловаться, что ничего не понял(а) из нового материала, то учитель всегда может ответить: “А не нужно было заниматься посторонними делами на уроке!” После этого подходить к ней с просьбой о помощи, мягко говоря, неловко. И сложная тема рискует остаться для тебя непостижимой. А не вникнешь в нее, не поймешь и все остальное.
Помни, что ты ходишь в школу не развлекаться, а получать знания. Твое серьезное отношение к учебе убедит учительницу, что ты не легкомысленный ребенок, а ответственный ученик, который стремится к знаниям.
2. Не нужно бояться лишний раз обратиться за помощью к учителю, если ты что-либо не понял(а) из ее объяснений.
Но сначала попробуй разобраться сам(а), ведь запомнить собственное открытие намного проще, чем слова учителя. если ты не понял(а) тему в целом, возможно, разобраться в ней тебе помогут практические упражнения. Почитай еще раз правило и попробуй сам(а) выполнить задание. Можешь именно на этом этапе прибегнуть к помощи учительницы. На конкретном примере новый материал станет понятнее.
Не стоит требовать, чтобы она занималась исключительно с тобой на уроке, ведь ты не один(одна) в классе, лучше подойти к учительнице после урока и попроси объяснить то, что тебе непонятно.
Учитель – не милиционер, который только и думает, как бы подловить тебя на какой-нибудь оплошности и строго наказать, и незачем бояться лишний раз обратиться к нему за помощью. Твой интерес к учебе и твои хорошие оценки являются для преподавателя лучшей наградой – это значит, что его усилия вложить в учеников знания не пропали даром.
3. Не обманывай доверие.
Например, представь такую ситуацию: ты обратился(лась) к учительнице с просьбой объяснить трудное правило или сложную задачу. Она согласилась помочь тебе, но только не на перемене, а после уроков. Но после того как прозвенел звонок с последнего урока, ты понял(а), что задерживаться в школе тебе ужасно не хочется, к тому же скоро по телевизору начнутся мультики, и, слившись с толпой ребят, незаметно выскальзываешь из класса. Не жди, что после этого случая учительница будет хорошо к тебе относиться, ведь она согласилась пожертвовать своим личным временем, чтобы помочь тебе, а ты даже не предупредив ее, сбежал(а) домой.
Когда ты в следующий раз обратишься к ней за помощью, она скорее всего скажет, что у нее нет времени заниматься с тобой индивидуально. Раз обманув учительницу, ты рискуешь надолго испортить с ней отношения.
Еще бывает, что некоторые ребята, не выучив урок, выдумывают в оправдание своей лени различные уважительные причины: то у них болела голова, то пожар в квартире был, то потоп, то инопланетяне приземлились на балконе. Не стоит злоупотреблять добротой любимой учительницы: обман рано или поздно раскроется, и доверие будет потеряно. И даже если потом ты будешь говорить правду, тебе не поверят.
4. Веди себя так, как полагается в школе.
Не срывай занятий и не сбегай с уроков. Учительница может расценить это как объявление войны, и тогда держись!
Некоторые плохие поступки учеников преподавательница может принять на свой счет. Она не догадается, что ты не осталась подежурить из-за любимых мультиков по телевизору, а подумает, что ее слова не имеют значения для тебя. Это усложнит твою школьную жизнь.
5. Пойми, что учитель – тоже человек.
Иногда тебе следует вспомнить, что учительница – тоже чья-нибудь мама или бабушка, и в её жизни тоже может быть много трудностей и проблем. И хотя она – терпеливая и сильная, не стоит доставлять ей лишние неприятности. Не веди себя на уроках так, как будто специально испытываешь её терпение. Отнесись с пониманием к её трудной работе.
Представь, что у учительницы тоже может болеть голова: как, например, у твоей мамы. Но она не может отменить из-за этого урок, а тут еще ты шумишь и нарушаешь дисциплину. Своим неподобающим поведением ты рискуешь вызвать гнев и недовольство учительницы, которая в данный момент и без твоего вмешательства чувствует себя не очень хорошо. В некоторых случаях очень важно не нарываться на грубость и понимать учительницу как близкого человека.
Потерять уважение и доверие легко, а вот вернуть – намного сложнее. Иногда на это требуются годы, и поэтому, прежде чем сделать что-то, что может спровоцировать ссору с учительницей, подумай: дорожишь ли ты ее добрым расположением и доверием?
В случаях, когда ты все-таки каким-то образом испортил(а) отношения с учительницей, нужно срочно искать выход из этого неприятного положения, пока вражда не затянулась – потом исправить ситуацию будет намного труднее. Никогда не поздно извиниться за свой поступок или объяснить, почему ты не выполнил(а) какое-либо задание, но чем раньше ты это сделаешь, тем лучше. Твое объяснение если и не искупит плохого поступка, то хотя бы сгладит неприятное впечатление от него. Другой путь – очень долгий: хорошим поведением, успехами в учебе ты сможешь доказать учительнице, что ты не обманщик(ца) и не лентяй(ка).
Пойми, что УЧИТЕЛЯ – НЕ ВРАГИ, в задачу которых входит мучить тебя, а ДРУЗЬЯ, готовые всегда прийти тебе на помощь в трудной ситуации.
Рекомендации учителю. Школьная неуспеваемость
Понятие школьной неуспеваемости
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Причины неуспеваемости
В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д.
Пути устранения неуспеваемости
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно – воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.
2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе – группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.
На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развививающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.
Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).
При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.
Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.
Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.
В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.
Большинство детей боится школы, ответов у доски, ошибок, негативных оценок учителей. И именно Вы можете помочь своим ученикам избавиться от этих страхов. Вот некоторые приёмы, которые помогут Вам в работе.
1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Страх сделать ошибку очень снижает уровень «Я могу». Когда этот страх исчезает, у ученика происходит прорыв сознания и ученик начинает чувствовать гораздо большие возможности. Вот приёмы для этой цели:
• Рассказывайте об ошибках. Главное показать, что каждый делает ошибки, нет людей, которые не ошибаются.
• Показывайте ценность ошибки как попытки. Нужно признать, больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется. Например, можно сказать ученику: «Эта ошибка-не такая уж большая беда. Наконец, если бы ты не делал ошибок, я потеряла бы свою работу!»
2. Формируйте веру в успех:
• Подчеркивайте любые улучшения. Мы отмечаем любое продвижение ученика, мы фокусируем внимание на том, что сделано сегодня, но не на том, что мы надеемся завтра на лучшее. Мы не сравниваем работу ученика с кем-то еще или с нормой и требованиями.
• Объявляйте о любых вкладах.
• Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради. Все ученики хотят и готовы слышать о своих сильных сторонах часто и
подробно.
• Демонстрируйте веру в своих учеников. Комментарии типа: «Ты сможешь это подтянуть», «Я знаю, что ты сможешь это сделать» – отражают Вашу веру в ученика. Не говорите: «Это для тебя неплохой результат», даже, если это правда.
• Признавайте трудность Ваших заданий.
• Ограничивайте время на выполнение задания. Когда Вы видите, что ученик теряет надежду, говорите «стоп», «закончили работу». Этим Вы спасете его от неудачи. Он не решил, не потому что не способный, а потому, что «время кончилось».
3. Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах. Успех рождает успех, поэтому учитель должен подчеркивать прошлые достижения, чтобы содействовать продолжению успеха.
• Повторяйте и закрепляйте успехи. Если продвижение к новым учебным задачам затормозилось, не спешите, возвратитесь к успешным задачам и повторите сегодняшние достижения.
Психологические аспекты неуспеваемости и пути ее предупреждения
Учителю для успешной работы с учеником необходимо знать его пробелы в знаниях и их причины, учитывать его интересы к предметам, взаимоотношение с классным коллективом и непосредственно с учителем.
Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся. Разделим их на две группы:
1) внутренние, субъективные, исходящие от самого ученика;
2) внешние, объективные, не зависящие от ученика.
Рассмотрим субъективные причины:
1)Оотставание в умственном развитии от своих сверстников.
К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. Эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.
2) Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала.
Одна из форм работы с учащимися в этом случае – подготовительные консультации перед изучением новой темы. Учитель знакомит ребят с темой следующего урока и повторяет с ними тот старый материал, который нужен для изучения этой темы. Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующее:
- Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока.
- Коллективный урок в сменяющихся парах: Цель – обойти как можно больше своих товарищей, а те в свою очередь дома готовят карточки с заданием.
- Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения.
При проверке домашнего задания ошибки ребят не только подчеркиваются и исправляются учителем, но и письменно рецензируются им в тетради.
3) Нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения.
Это нежелание может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда нежелание учиться порождается трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.
Нотации, наказания, жалобы родителям лишь осложняют создавшееся положение. Встречаются и такие учащиеся, для которых учение потеряло всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу.
4) Большое количество пропусков по болезни.
Такие ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Из-за стола учителя все дети кажутся здоровыми, если не обращать специального внимания на этот вопрос. Требуется деликатная работа с родителями, школьным врачом, наблюдение за вниманием учащихся, степенью их утомляемости, чтобы выявить детей с постоянными или временными серьезными заболеваниями. Учителю достаточно лишь представлять, в какой степени недуг ученика может влиять на учение. Такая информированность о здоровье детей помогает избежать многих нежелательных последствий, включая равнодушие к предмету и учению. Определенный процент текущей неуспеваемости дают случайные заболевания и травмы.
5) Недисциплинированность отдельных учеников.
Опыт работы с такими детьми показывает, что если для них найти посильную и интересную работу как на уроке, так и вне его, то они исправляются. Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное и вне учебное время определяют успех борьбы с недисциплинированностью.
6) Личная неприязнь ученика к учителю.
Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю, сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождая неуспеваемость. Педагогический долг и жизненный опыт должны помочь учителю найти подход к таким детям. Иногда бывает достаточно обнаружить и исправить свой промах, чтобы вернуть к себе уважение. Очень важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши. Лишь искренность и понимание учителя в итоге породит искренность и взаимопонимание со стороны любого учащегося.
Рассмотрим объективные причины неуспеваемости:
1) Отсутствие у школьников способностей к данному предмету.
Среди них есть старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие, например, по математике или физике. Для таких учеников нужна индивидуальная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям. На начальном этапе такой работы некоторые вопросы программы для таких учащихся нужно облегчить, изменив уровень трудности заданий. Со временем у них появляется уверенность в своих знаниях, поскольку для них создается ситуация успеха. В результате многие учащиеся из этой категории хорошо усваивают в конце концов программу средней школы.
2) Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья.
Хорошие результаты в предупреждении неуспеваемости по такой причине дает добрая, без назойливости забота об ученике на уроке, привлечение его к разнообразной внеклассной работе – создание таких условий, которые компенсировали бы недостатки семейного воспитания. Результат дает и непосредственная работа с родителями, подключение общественных организаций по месту работы родителей.
3) Проблема “улицы”.
Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями. А так как учебные программы предполагают систематическую работу дома, то возникают все предпосылки для отставания и неуспеваемости.
4) Так называемая профилактическая двойка.
Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество – состояние неуспеваемости, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики сдав долги, получат за четверть “три”. Но “четыре” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают. Так мнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учебе, нежелание работать и, как следствие, новые “двойки”.
1. Организация учебного процесса должна быть такой, чтобы каждому ученику была ясна личностная и общественная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы.
2. Для того чтобы интенсифицировать учебную работу каждого ученика, недостаточно прямого воздействия учителя на ученика. Более эффективным средством является воздействие на него через ученический коллектив. А для этого нужно, чтобы ученическая группа была подлинным коллективом, референтным по отношению к каждому его члену. Поэтому учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при определяющем характере общей коллективной деятельности учащихся.
3. Для того, чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения учащихся. Для этого, очевидно, необходимо привлечение самих учащихся к проведению текущего контроля и оценки в форме взаимо- и самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством учителя.
4. Важнейшим фактором повышения эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельности ученика в учебном процессе. Ученик должен быть не только объектом педагогических воздействий учителей, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Важным средством для этого является ролевое участие школьников в организации и проведении всего учебного процесса. Это означает, что в каждом классе организуется ученическое самоуправление, которое организует не только общественную жизнь класса, но и значительную часть учебной работы (текущий контроль, оценку и учет учебной работы учащихся, взаимопомощь в восполнение пробелов у отдельных учащихся, подготовку к урокам и т.д.)
5. Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть обще учебными умениями и навыками. Поэтому овладение общеучебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы учителей по каждому учебному предмету.
6. Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется характером их личностной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.
7. Эффективность обучения, характер отношения ученика к учебной работе зависят и от того, какова жизнь ученика в школе и классе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет в школу, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс.
Взаимоотношения между учителями и учащимися должны быть основаны на оптимистическом отношении учителя к каждому ученику: учитель должен верить в возможности и силы ученика. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого ученика и, опираясь на них, вместе с учеником бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой-либо области. Ученик, который в школе не достигает успеха, становится неудачником, чувствует себя таковым, и тем самым он обречен на неуспех в учебной работе.
Советы психолога для родителей
- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
- Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
- Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
- Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма.
- Воспитывайте детей игровыми средствами.
- Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
- Обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте ему взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу.
- Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных, жизненных ситуациях.
Эмоциональная поддержка — один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование.
Эмоциональная поддержка — это процесс:
• в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
• который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
• который помогает ребенку избежать ошибок или исправлять их;
• который поддерживает ребенка при неудачах, оказывает ему внимание.
Поддерживать ребенка — значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда ему хорошо.
Для того чтобы поддержать ребенка, взрослые должны сами испытывать уверенность. Они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.
Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что оказывая ее, он сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: “Ты мог бы и не пачкаться”, “Какой ты неуклюжий”, “Посмотри, как твой брат (друг) хорошо сделал это”, “Ты должен был смотреть, когда я тебе это показывал”. Как правило, негативные замечания не имеют действия. Постоянные упреки приводят ребенка к выводу: “Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу заслужить одобрение. Я сдаюсь”.
Поддерживать можно посредством:
• Отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай).
• Высказываний (“Я горжусь тобой!”, “Мне нравится, как ты работаешь”, “Это действительно прогресс!”, “Я рад твоей помощи”, “Все идет прекрасно”, “Я рад, что ты в этом участвовал”, “Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал”).
• Прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его).
• Совместных действий физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);
• Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки ребенка:
• гиперопека:
• создание зависимости ребенка от взрослого;
• навязывание нереальных стандартов;
• стимулирование соперничества с братом, сверстниками.
Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают гармоничному развитию его личности. Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку: “Хоть я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность”. Необходимо показать ребенку, что неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов, выражения лица, глаз и т.д.
Для создания психологической поддержки, эффективно продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений и успехов. У ребенка необходимо создать установку: “Ты можешь это сделать”. Родитель должен показать ребенку, что тот является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Очень важно создать ребенку ситуацию успеха, так как успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемытам, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
14. Демонстрировать оптимизм.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Слова поддержки:
– Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.
– У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
– Это серьезный вызов, и я уверен, что ты готов к нему.
– Это нелегко сделать, но ты сильный, ты справишься.
– В жизни бывают удачи и неудачи. Но вместе преодолеем трудности.
Слова, вызывающие разочарование:
– Зная тебя и твои способности, я думаю, ты бы мог сделать это гораздо лучше.
– Ты мог бы больше постараться, когда выполнял работу.
– Эту идею ты никогда не сможешь реализовать.
– Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам сделаю.
– Ты еще маленький, чтобы делать такую работу.
Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке сделать что-то самостоятельно или небольшом прогрессе. Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки достичь успеха. Он получает удовольствие от себя.
Памятка для родителей. Гиперактивный ребёнок
Каждый родитель заинтересован в том, чтобы у него с его любимыми детками складывались хорошие, доверительные взаимоотношения; чтобы в школе он был успевающим и успешным учеником, чтобы у него было много хороших, верных друзей, чтобы сам был хорошим человеком, чтобы к нему все хорошо относились… Можно еще очень –очень долго перечислять то, что мы хотим для ребенка. Поэтому хотелось бы дать несколько советов, правил в отношении воспитания детей:
Смотрите на своего ребенка как на самостоятельную личность.
Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
Никогда (даже в сердцах) не говорите ребенку, что он хуже других.
По возможности честно и терпеливо отвечайте на любые вопросы ребенка.
Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это не выгодно .
Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
Признавайте права ребенка на ошибки.
Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Все время доказывайте своим поведением, что умеете держать слово.
Держите себя так, чтобы ребенок не боялся идти к вам с любым вопросом, даже тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
Раньше, чем пристыдить или наказать ребенка, постарайтесь понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.
Не обращайтесь с ним все время как с маленьким ребенком.
Не балуйте его и не делайте за него то, что он мог бы сделать сам.
Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
Учите ребенка свободно и непринужденно обращаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
Вот некоторые пожелания, касающиеся учебного процесса ребенка и школы:
Необходимо нормализовать режим дня ребенка, так как дети быстро устают и не могут произвольно регулировать свою работоспособность. Периодический отдых позволит сохранить работоспособность почти до конца дня.
Будьте внимательным к нуждам и потребностям ребѐнка: желательно находиться рядом при выполнении домашних заданий, чтобы возвращать его к занятиям (сам он этого может и не делать). Будьте последовательными в поощрении и наказании, так как отрицательные эмоции могут заставить ребѐнка избегать общения со взрослыми, вплоть до
ухода из дома. Постоянно сотрудничайте с классным руководителем. Дети склонны действовать импульсивно, под влиянием минуты, поэтому им труднее доводить до конца начатое дело, необходима в этом помощь взрослых, иначе подобная разбросанность может закрепиться в характере. Необходимо демонстрировать в семейных отношениях модель неагрессивного поведения, т к эмоции оказывают исключительно сильное влияние на деятельность ребѐнка. Эмоции средней интенсивности, как правило, еѐ активизируют, но сильные эмоциональные нагрузки (бурное
выяснение отношений, эмоциональные выговоры и т. д.) могут привести к нервному перенапряжению и срыву.
Не следует чрезмерно опекать ребенка. Позвольте ребенку почувствовать себя взрослым, свободным от вашей постоянной опеки, дайте осознать, что доверяете ему и, что немаловажно, его учительнице.
Искренне интересуйтесь его успехами и неудачами, его настроением.
Замечайте успехи ребенка, поощряйте, если есть промахи – вежливо без оскорблений скажите ему, попытайтесь устранить вместе с ребенком.
Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, глубокому ночному отдыху ребенка.
Идите навстречу стремлению педагога познакомиться с родителями своих учеников.
Знание условий, в которых находится ученик вне школы, помогают учителю лучше понять мотивы его поступков и построить правильную модель взаимоотношений.
Не критикуйте учителя в присутствии ребенка.
Не следует бурно реагировать на факты ссоры ребенка с другими
Советы Дэвида Льюиса:
– Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.
– Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
– Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.
– Сделайте стенд, где ребенок может показывать свои работы.
– Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его
творческим процессом.
– Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким,
какой он есть, а не за успехи и достижения.
– Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.
– Помоете ему строить свои собственные планы и принимать решения.
– Помогайте ему улучшать результаты его работы.
– Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
– Помогайте ребенку общаться с детьми из разных культурных слоев.
– Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
– Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем–то хуже вас.
– Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
– Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
– Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
– Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.
– С вниманием относитесь к его потребностям.
– Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.
– Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
– Не дразните ребенка за ошибки.
– Хвалите за любые успехи.
– Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
– Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.
– Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение.
– Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.
– Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.
– Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.
– Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.
– Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.
– Помогайте ребенку стать личностью.
– Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.
– Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
– Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
– Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
– Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».
– Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.
– Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.
У одаренных детей имеются свои плюсы, так и минусы.
Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:
1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
6. Стремление всегда быть правым и споре из–за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
7. Стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними.
Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя. Не секрет, что, находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только па себя. В результате этого происходит изоляция одаренного ученика
от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одаренные дети в школе чувствуют себя изгоями, Классно–урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.
Одаренный ребенок и учебная деятельность
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:
1. Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются вес делать хорошо (перфекционизм). Отсюда – постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально–нравственных норм и отношен
Современное понимание одаренности, пройдя через научные споры многих психологических школ, утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин). Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимании на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость. В более старшем возрасте признаками одаренности считаются потребность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планированию четким образом предстоящей деятельности, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в повелении – нонконформизм. Одаренными можно считать детей если они: • часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития; • у них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении; • рано начинают классифицировать и категорировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация ее на новых основаниях; • у них большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия; • способны заниматься несколькими делами сразу, например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями; • они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований; • в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий; • легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ; • способны длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, они буквально погружаются в свое занятие, если оно им интересно. Проблема определения уровня способностей ребенка встает перед родителями особенно остро в момент выбора учебного заведения. Психологи утверждают, что важно определить не столько “глубину” таланта, сколько его тип. От того, насколько верно родители и специалисты сумеют выявить тип одаренности ребенка, во многом зависит его успех в жизни. Считается, что лишь один процент детей – гении. Одаренных гораздо больше – 15-20 процентов. И, отдавая ребенка в школу, грамотные родители, как утверждают педагоги и психологи, должны думать не о престижности учебного заведения, а о том, сможет ли данная школа развить способности их чада. Психологи характеризуют одаренность как понятие условное и временное. Условное, потому что многое, если не все, зависит от того, как будет развивать свои способности одаренный ребенок, кто станет им заниматься, готова ли семья поддерживать его интересы. Так, ребенок, воспитывающийся в семье музыканта, с большей долей вероятности станет музыкантом, чем тот, чьи родители не имеют отношения к музыке. Временным это понятие считается потому, что одаренность может проявляться в разные моменты жизни человека – как в раннем детстве, так и в зрелом возрасте. Маленький Альберт Эйнштейн, если бы его тестировали современные психологи, оказался бы в рядах отстающих, потому что он поздно начал говорить, в гимназии успехами не блистал и даже был из нее изгнан за неуспеваемость. А вот у физика-теоретика Льва Ландау, основателя кибернетики Норберта Винера, писателя Александра Грибоедова исключительные способности наблюдались с раннего возраста. Одаренными являются дети, которые в силу выдающихся способностей, по оценкам опытных специалистов, имеют потенциальные способности для овладения определенной деятельностью в одной или нескольких областях на высоком уровне достижении. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной; академических достижений; творческого или продуктивного мышления; общения и лидерства; ·художественной деятельности; психомоторной.
Kids.pomogut.by
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Онлайн-кабинет педагога психолога
Обратная связь с педагогом-психологом: