Внешние и поведенческие маркеры употребления наркотических веществ

Внешние и поведенческие маркеры

употребления наркотических веществ

 Физиологические признаки:

  • изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища
  • расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза, блеск в глазах, сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет
  • изменение речи: ее ускорение,      подчеркнутая выразительность, или же замедленность, невнятность, нечеткость речи
  • потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи
  • хронический кашель
  • изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса
  • изменение координации движений: их плавность, скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный почерк
  • учащенное сердцебиение
  • повышенная двигательно-эмоциональная активность
  • любые повреждения кожи долго не заживают

Поведенческие и внешние признаки:

  • изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации)
  • неопрятная одежда, измятая, небрежно одетая
  • тусклые, неухоженные волосы
  • повышенная работоспособность, может долго заниматься каким-то делом,
  • нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти, внимания
  • уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам
  • трудности в сосредоточении на чём-то конкретном
  • бессонница, либо нарушение режима сна и бодрствования (поздно ложится и поздно встает)
  • болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения
  • повышенная утомляемость
  • избегание общения с близкими людьми
  • снижение успеваемости в школе
  • постоянные просьбы о деньгах
  • пропажа из дома ценностей, книг, одежды, видео- и аудиотехники
  • повышенное внимание, к аптекам и содержимому домашней аптечки. Не упускайте из виду находки медикаментозного происхождения, уж тем более обнаружение шприцов и вызывающих подозрение таблеток
  • частые телефонные звонки
  • самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересными
  • частное вранье, изворотливость, лживость,
  • уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы
  • неопрятность внешнего вида
  • прослушивание специфической музыки
  • проведение свободного времени в компаниях асоциального типа

 Очевидные признаки:

  • следы от уколов, порезы, синяки
  • бумажки и денежные купюры, свернутые трубочкой
  • пластиковые карты с белым налётом по краям
  • маленькие ложечки с темным пятном на внешней стороне
  • капсулы, пузырьки, жестяные банки
  • пачки лекарств снотворного или успокоительного действия

Алгоритм действий педагога при подозрении на употребление учащимся психоактивных веществ

  • Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей критики, постараться убедить ребенка в необходимости обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии (одуурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ, сообшить, что в этом случае администрация школы будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
  • Предложение помощи подростку должно быть корректным и, если ситуация позволяет, ненавязчивым.
  • Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта.
  • При работе с подростком, употребляющим психоактивные вещества, надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители реально влиять на (поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.
  • Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.
  • При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо вести повторные беседы с родителями всех членов «наркоманической» группы, в некоторых случаях, это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача-нарколога, работника правоохранительных органов.
  • Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом психиатром-наркологом районного подросткового наркологического кабинета.
  • Необходимым представляется информировать учащегося и его родителей об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним. Особо следует сказать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных и организациях оказания психологической и социальной помощи, указать адреса и телефоны.