Рекомендации о правилах формирования у ребенка сексуальной грамотности, знаний о безопасном сексуальном поведении

Рекомендации о правилах формирования у ребенка сексуальной грамотности, знаний о безопасном сексуальном поведении

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Доверительные и дружеские отношения родителей с детьми помогут подросткам избежать ошибок и разочарований первой любви. Помогите взрослеющему ребенку разобраться в чувствах, отличить дружбу от влюбленности, любовь от влечения. Возможно, начать разговор поможет эта притча:

«Жил один человек, который никогда в жизни не пробовал яблок. А вокруг все говорили, какие яблоки прекрасные и вкусные, даже пели об этом песни. Очень захотелось человеку яблоки попробовать. Узнал он, что растут они на особых деревьях. Нашел яблоню и хотел яблоко сорвать. «Подожди! — сказали ему. — Яблоки еще не созрели, рано еще их есть».

Не послушался человек совета. Слишком велико было у него желание. Сорвал несколько яблок и съел. Яблоки были очень твердые, кислые, противные. А потом у него заболел живот. «И чего люди врут? — недоумевал он. — Знаю я, какие на самом деле яблоки, пробовал…»

Чувства тоже должны созреть, люди должны стать близкими и полностью друг другу доверять.

Некоторые родители категорически отрицают необходимость полового воспитания, однако в действительности они не могут помешать ребенку получить информацию. Проблема лишь в том, влияют они сами или нет на формирование соответствующих представлений. Осознавая это и желая создать более благоприятные условия для полового воспитания, многие родители приступают к выполнению этой задачи с большими опасениями, не зная, с чего начать, что говорить и как не напугать ребенка сообщением каких-нибудь неуместных подробностей.

На самом же деле научить детей разбираться в вопросах пола не труднее, чем научить их множеству других вещей. К примеру, чтобы показывать ребенку, как надо работать на огороде, совсем не обязательно иметь ученую степень по сельскому хозяйству. Бессмысленно ждать, что ребенок начнет расспрашивать Вас о буквах, если Вы не покажете ему букварь. Точно так же, не следует ждать, когда он заговорит о сексе – возьмите на себя инициативу обсуждения этой темы.

Простые правила, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми.

– Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.

– Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что Вы считаете нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго – ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.

– Позаботьтесь, чтобы Ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами – ребенку захочется узнать о Вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.

– Не бойтесь сказать ребенку о сексе “слишком много”. Из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял.

-Если Ваш ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему Вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: “Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова” или “Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь”. Помните, что злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.

– Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что Вы должны научить ребенка говорить “нет” взрослым. Вот пример беседы на эту тему с четырех- или пятилетним ребенком: “Ты знаешь, что взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей. Поэтому они знакомятся с детьми. В этом нет ничего плохого. Но если они просят делать такие вещи, о которых взрослые не должны просить детей (например, залезть руками в брюки), ты должен(на) ответить “нет” и тотчас прибежать и обо всем рассказать мне».

– Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.

– Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что означает эрекция.

-Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция. Большинство детей узнают об этих явлениях из СМИ или интернета, что пробуждает вполне естественное любопытство.

– Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка. В конце концов, нет никакой необходимости запугивать пяти- или шестилетнего ребенка, рассказывая ему о фатальном исходе СПИДа. С другой стороны, если Вы отложите этот разговор до тех пор, пока ребенок достигнет подросткового возраста, это вряд ли принесет ему пользу. Даже школьники младших классов должны знать, что такое СПИД, и как он передается.

– Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая Вам вопросы на половые темы. Не говорите ему: “Ты еще слишком мал, чтобы понять это”. Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четкий ответ в доступной для него форме.

– Если Вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например к врачу.

– Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял Ваши слова. Проверьте также, насколько Ваш ответ соответствует тому, что действительно хотел узнать ребенок.